Ирония судьбы, или С легким паром! (1975)
Под конец убойной вечеринки вся компания отправляется на аэродром провожать Павлика. Он хотел провести предстоящий праздник с будущей женой. Однако сильное алкогольное опьянение приводят к тому, что мужчина оказывается в доме с незнакомой женщиной. Знакомство с ней происходит не лучшим образом. Красавица сильно пугается и обливает незваного гостя водой из горячего чайника. Оказывается, что произошла ошибка, и он прибыл не по нужному адресу. В этой квартире живут другие люди. А его невеста по-прежнему ждет. В тот момент он не подозревал, как все это изменит его привычную жизнь.
«Какая гадость эта ваша заливная рыба» и «О, тепленькая пошла» — фразы, которых не было в сценарии фильма. Это была импровизация Юрия Яковлева.
Эльдар Рязанов сыграл в картине одну из характерных для него эпизодических ролей — пассажира в самолёте, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин. По рассказам самого же Рязанова, он был очень расстроен, когда при просмотре снятого эпизода обнаружил, что в кадрах видно, как сквозь его не редкую еще шевелюру проглядывает лысина.
Съемки картины проходили в квартире панельного дома, расположенного в Москве по адресу пр. Вернадского, д.125. Дом этот, однако, построен по экспериментальному проекту, реализованному всего в трёх домах на этом проспекте. Съемки интерьера ленинградской квартиры проходили в доме 113. В 2003 году на стене дома 125 по проспекту Вернадского была открыта табличка с изображениями Барбары Брыльской и Андрея Мягкова. Однако эту табличку часто воруют, и ее приходится восстанавливать.
Рязанов тщательно подыскивал исполнителей главных ролей. Женю Лукашина очень хотел сыграть Андрей Миронов, но Рязанов видел его лишь в образе Ипполита. Лукашиным могли стать также Пётр Вельяминов и Станислав Любшин.
Помимо телепремьеры 1 января 1976 года, фильм вышел в кинопрокат 16 августа 1976 года.
Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1977 году.
Киновариант короче почти на полчаса — хронометраж составляет 155 минут.
На роль Нади Шевелевой пробовались: Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова, актриса Кировского драмтеатра Меримсон и другие. Таривердиев долго и упорно уговаривал режиссёра пригласить Алису Фрейндлих. И тут Рязанов вспомнил польскую мелодраму «Анатомия любви», где главную женскую роль играла Барбара Брыльска. Он раздобыл ее телефон и позвонил ей в Варшаву. Прочитав сценарий, Барбара вылетела на кинопробы в Москву. Её версия роли оказалась самой убедительной.
Знаменитую сцену в бане, где перед Новым годом собираются друзья, снимали после первомайских праздников. Под лестницей в одном из коридоров «Мосфильма» установили банные скамейки и весы.
В начале фильма Женя и Галя в разговоре несколько раз упоминают Катаняна, который приглашал их к себе встречать Новый год. Эта фамилия звучит также в другом фильме Рязанова — «Забытая мелодия для флейты», где так представляется герой Леонида Филатова. Предположительно, тем самым Эльдар Рязанов хотел увековечить своего студенческого друга, режиссера Василия Катаняна, с которым в 1950-е как оператор снимал документальные фильмы.
Почти сразу же после ухода Жени Ипполит включает телевизор, по которому идет фильм «Соломенная шляпка» (1974), впервые показанный 31 декабря 1974 года на первой программе ЦТ СССР, значит герои встречают новый 1975 год.