Амели (2001)
Она ставит задачу помогать миру небольшими благотворительными акциями, начиная с поисков взрослого мужчины, чей жестяной ящичек с детскими сокровищами она обнаруживает за стеной квартиры. Возвращение коробки владельцу, который заплакал и преобразился из-за этого любимого символа прошлого, разворачивает эффект домино из добрых дел. Порывы продолжаются: она наказывает торговца овощами за его жестокость по отношению к помощнику, помогает слепому перейти улицу, подталкивает домовладелицу с разбитым сердцем поверить в то, что ее изменяющий муж умер, любя ее. Но героиня и сама нуждается в любви: пожилой сосед поощряет ее влечение к столь же эксцентричному молодому человеку, как и она сама.
Жан-Пьер Жёне мечтал снять в главной роли Эмили Уотсон (отсюда франкофонное имя главной героини Амели). Актриса тоже хотела сыграть Амели, однако этого не случилось по двум причинам – она не говорила по-французски и, кроме того, уже дала согласие на съемки в «Госфорд парке» (2001) Роберта Олтмена.
Фильм изобилует историями и воспоминаниями из коллекции режиссера, которую он начал собирать еще в 1974 году.
Фотоколлекция, которую собирает Нино, существует на самом деле и принадлежит другу режиссера Мишелю Фолько (в финальных титрах ему выражена благодарность).
Подлинную фотоколлекцию показать в фильме не удалось (закон Франции запрещает показывать в кинофильме случайных людей без их согласия), поэтому фотоколлекцию пришлось воссоздавать из фотографий актёров-статистов. Для этого актёров сажали перед фотоаппаратом и просили изобразить то или иное выражение лица, а зачастую просто говорили: «Ой, а у вас ботинок в мелу» или «А что это у вас на лбу» и в этот момент нажимали на спуск фотоаппарата.
Картины, которые мы видим в комнате Амели, а также воображаемый крокодил, с которым дружит героиня, придумал и написал художник Майкл Сова.
В тех местах Парижа, где были сняты основные сцены фильма, художникам и декораторам пришлось потрудиться, чтобы очистить стены домов от всевозможных граффити.
Янн Тьерсен мог и не стать композитором фильма, если бы Жан-Пьер Жёне случайно не услышал его музыку.
Одноногий мужчина, танцующий в телевизионном фрагменте — Сэм «Peg Leg» Джэксон — блюзовый певец.
Гном-путешественник был предметом розыгрышей в Англии и Франции в 90-х. В 1997 году лидера партии «Фронт освобождения садовых гномов» (фр. Front de Liberation des Nains de Jardins) обвинили в краже 150 таких гномов. Эта идея впоследствии легла в основу рекламной кампании интернет-агентства путешествий.
Оригинальное название фильма переводится как: «Сказочная судьба Амели Пулен».
Темнокожая гитаристка, поющая госпел в телевизионном фрагменте, — Сестра Розетта Тарп.
Стилистика, которой богат фильм, была позаимствована режиссёром у французских поэта Жака Превера и режиссёра Жана Ренуара.